Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Глоссарий

Глоссарий: Теория когнитивного развития Жана Пиаже Основные термины 

  1. Когнитивное развитие

Это процесс, в ходе которого человек развивает свои способности к мышлению, восприятию и обучению. По мнению Пиаже, когнитивное развитие осуществляется через последовательные стадии, каждая из которых имеет уникальные черты в отношении мышления и восприятия окружающего мира. 

  1. Стадии развития

Пиаже выделил четыре ключевые стадии когнитивного развития:

Сенсомоторная стадия (0-2 года): В этот период младенцы исследуют мир через свои чувства и действия. Они учатся через непосредственное взаимодействие с окружающей средой, формируя фундаментальные представления о таких понятиях, как количество, время и пространство. 

Предоперациональная стадия (2-7 лет): На этой стадии дети начинают применять язык и символику, однако их мышление еще не обладает логической структурированностью. Эгоцентризм доминирует: дети не могут видоизменять ситуацию с точки зрения других.

Конкретные операции (7-11 лет): Дети начинают использовать логическое мышление для решения задач с конкретными предметами и ситуациями. Они учатся классифицировать объекты, осмыслять причинно-следственные связи и понимать трансформации.

Совершенные операции (11 лет и старше): Подростки развивают способность мыслить абстрактно и гипотетически, анализируя проблемы с использованием логических методов. Они способны рассматривать сложные ситуации и формулировать теории. 

  1. Схема

Это базовая единица когнитивного развития. Схема представляет собой организованный шаблон для восприятия информации и понимания окружающего мира. Она постоянно изменяется и адаптируется с накоплением нового опыта. 

  1. Ассимиляция и аккомодация

Два процесса, благодаря которым схемы адаптируются: 

Ассимиляция: Процесс включения новой информации в уже существующую схему. Например, если ребенок встречает новый вид животных, он может отнести его к знакомой категории. 

Аккомодация: Процесс изменения существующих схем или создания новых для восприятия новой информации. Например, если ребенок сталкивается с животным, которое отличается от всех ранее известных, он может сформировать новую категорию. 

  1. Эгоцентризм

Это особенность мышления детей на предоперациональной стадии, возникающая из неспособности учитывать точки зрения других людей. Эгоцентризм является нормальным этапом в когнитивном развитии и постепенно преодолевается с возрастом. 

Заключение

Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала значительное влияние на области психологии и педагогики, предложив новую интерпретацию того, как дети учатся и формируют свои мыслительные процессы. Понимание стадий и процессов когнитивного развития помогает родителям и учителям разработать более эффективные методы обучения и поддержки детей в их процессе познания.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
PSY-SMART
Добавить комментарий