Женевская школа Пиаже: Основы генетической психологии
Женевская школа, представляющая собой влиятельный подход в генетической психологии, была создана швейцарским психологом Жаном Пиаже. Она сосредоточена на изучении детского развития через призму психических процессов. Пиаже подчеркивал важность формирования мышления как центрального элемента психического прогресса, что сделало исследование интеллекта и этапов его роста, а также формирование у детей представлений о мире, главной целью этой школы.
Теория Пиаже о развитии мышления основывается на биологических и логических принципах и делится на три главных этапа. Первый, сенсомоторный, длится до двух лет, и в течение этого времени ребенок познает окружающую действительность через инстинктивные действия с предметами. Затем наступает промежуточный этап, продолжающийся пять лет и переходящий в стадию конкретных операций (до 11-12 лет), в которой дети учатся мыслить и манипулировать предметами, опираясь на реальные объекты. Последний этап, именуемый формальным интеллектом, начинается примерно к 15 годам и открывает возможность решать разнообразные логические задачи и понимать точки зрения других людей.
Женевская школа Пиаже базируется на предположении, что стадии интеллектуального развития являются фиксированными и зависят от возраста. В то время как родители могут оказывать влияние на общее развитие ребенка, они не могут воздействовать на его логические способности. Также важно отметить, что ряд других образовательных теорий подвергли критике утверждение о том, что фундаментом обучения является непосредственный опыт, который ребенок приобретает в процессе своей жизни.