Вюрцбургская школа в психологии
Вюрцбургская школа является значительным направлением в психологии, принадлежащим к антисенсуалистической концепции. Ключевыми методами исследования стали лабораторные эксперименты и уникальный метод самонаблюдения, который был разработан и активно использован в её рамках.
Школа была названа в честь одноименного университета, в стенах которого она была основана в начале XX века. Основателем этого движения выступил немецкий психолог и философ Освальд Кюльпе, среди его соратников можно отметить такие фигуры, как А. Майер, А. Мессер, К. Марбе и других. Вюрцбургская школа обрела популярность благодаря внедрению метода самонаблюдения, предоставляющего испытуемым возможность самостоятельно фиксировать свои внутренние переживания на каждом этапе эксперимента.
Представители Вюрцбургской школы пришли к выводу, что мышление это особое и уникальное явление, неподвластное анализу с помощью традиционных логических принципов или законов ассоциаций. Они акцентировали внимание на значимости установки, однако в их рядах возникли разногласия относительно глубины ее связи с сознанием. В противовес преобладающим психологиям того времени, они также высказали предположение, что сознание охватывает элементы, не имеющие отношения к сенсорному опыту, что привело к введению в психологию новой категории «чистое мышление».
Работы последователей Вюрцбургской школы существенно углубили понимание мыслительных процессов и изменили представления о сознательных актах. Эти идеи затем были развиты в рамках гештальт-психологии, а также нашли отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.