Школа Харьковская (Харьковская психологическая школа)

Глоссарий

Харьковская психологическая школа представляет собой неформальное объединение психологов, которые активно развивали идеи Л. С. Выготского. Основанная в 1931 году в Харькове, эта школа возникла в ответ на ограничения, наложенные на публикации его трудов в Москве.

Члены данной школы работали в различных учреждениях, находящихся в тогдашней столице Украины, среди которых можно выделить таких выдающихся специалистов, как А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко и других. Харьковская психологическая школа сосредоточила свои усилия на изучении практической деятельности и сознания. Адепты этой школы рассматривали сознание как уникальную форму деятельности, которая неразрывно связана с практическими действиями и поддерживает их. Было переосмысленно, как предметы отражаются в сознании, исследован механизм интеграции психических процессов в структуру деятельности и концепция психического отражения в контексте эволюционных изменений.

Работы Харьковской психологической школы оказали заметное влияние на дальнейшее распространение деятельностного подхода в психологии. Алексей Леонтьев, который, впоследствии, отошел от идей Выготского, также заимствовал некоторые концепции этой школы для разработки своей теории деятельности. Однако стоит отметить, что в условиях сложной политической обстановки того времени исследования Харьковской психологической школы были известны лишь узкому кругу специалистов.

Сегодня, на фоне возросшего интереса к творчеству Леонтьева, психологи активно стремятся восполнить дефицит информации о Харьковской школе, исследуя архивные материалы и стараясь найти редкие, порой даже неопубликованные работы её членов.

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
PSY-SMART
Добавить комментарий