Методика оценки моторного развития по Озерецкому
Методика, известная как метрика Озерецкого (происходит от греческого слова metron, что означает «мера», и латинского scala, переводящегося как «лестница»), предназначена для детальной оценки психомоторного развития детей. В 1923 году психиатр Николай Иванович Озерецкий предложил этот подход, который он описывал как «Метод систематизированной оценки моторных навыков у детей и подростков».
Эта методика во многом напоминает тесты, ориентированные на оценку уровня интеллекта, поскольку она базируется на шкальном принципе. Тесты организованы в группы (по пять заданий в каждой) в зависимости от исследуемого компонента моторной активности на определенных этапах, охватывающих как статическую, так и динамическую координацию, а также скорость и силу движений, связанных с физической активностью. Оценивание может проводиться как индивидуально, так и в группах. Тест считается неуспешным, если испытуемый помимо необходимого действия выполняет дополнительные, например, при задании пошевелить кистью он может приподнять всю руку.
При разработке своей методики Озерецкий сделал акцент на стандартизации процесса тестирования. Методические материалы включают в себя подробные инструкции по всем аспектам, которые могут оказать влияние на результаты, включая характеристики испытуемых.
Эта методика стала востребованной благодаря своей простоте в использовании и высокой степени точности. Она особенно полезна для оценки моторных навыков у детей с умственной отсталостью, которые часто сталкиваются с трудностями в этой области. Метод активно применяется врачами и педагогами, а также находит место в международной практике психодиагностики.