Сексуальное развитие представляет собой важнейшую составляющую процесса формирования полового самосознания, определения половой роли и выбора сексуальных ориентаций. При разработке психоаналитического метода австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд обращал особое внимание на аспекты, связанные с сексуальностью. Он утверждал, что сексуальное развитие начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни.
Первый этап этого процесса называется оральным, поскольку акцент делается на ротовой области ребенка. На данном этапе малыш познает мир через оральные действия: сосет грудное молоко, пробует кусать, и позже начинает исследовать окружающие предметы с помощью рта. В возрасте полутора лет наступает анальная стадия, когда ребенку прививают навыки самостоятельного посещения туалета, что позволяет ему научиться контролировать процесс опорожнения. После этого, до шести лет, продолжается фаллическая фаза, в ходе которой у ребенка проявляется интерес к половым органам, что способствует его самоидентификации. Затем наступает латентная фаза, продолжающаяся до 12 лет, когда интерес к собственному телу заметно уменьшается, и ребенок начинает предпочитать общение с ровесниками, а не взаимодействие с семьей.
С 12 лет и до конца жизни человека продолжается генитальная фаза, характеризующаяся более зрелыми сексуальными отношениями и возможностью самоопределения в сексуальной сфере. Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, также занималась изучением вопросов сексуального развития и пришла к выводу, что сексуальность тесно связана с агрессивностью, а каждая стадия является результатом конфликта между врожденными инстинктами и требованиями общества.