Возрастная психология это специализированная область психологии, занимающаяся изучением изменений, происходящих в процессе формирования личности на протяжении всей жизни. Эту дисциплину можно считать зародившейся в 1882 году благодаря работе немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера, который написал значимую книгу «Душа ребенка», посвященную психологии детства.
Развитие возрастной психологии во многом было обусловлено расцветом различных философских направлений и эволюционными открытиями, произошедшими в XIX веке в области биологии. Также на формирование этой науки оказали влияние социальные и исторические изменения в обществе, а также прогресс в естественных и гуманитарных науках. Ключевые задачи возрастной психологии заключаются в выявлении общих закономерностей развития, понимании факторов, способствующих переходам между разными стадиями жизни, периодизации возрастных этапов, создании психологического портрета для каждой из стадий и исследовании основных факторов, влияющих на развитие.
Разделы возрастной психологии сопоставимы с ключевыми этапами человеческой жизни, подчеркивающими уникальность каждого из них. Например, детская психология сосредоточена на изучении условий, влияющих на развитие детей до 14–15 лет, исследуя процессы формирования личности, детские страхи и методы их преодоления. Психология юношеского возраста охватывает подростков старшего возраста (14–20 лет) и изучает их жизненные установки и стремления к самоопределению.
Зрелый возраст подразумевает период с 20 до 50–60 лет, и психология этого этапа акцентирует внимание на изучении противоречий, возникающих во время индивидуального роста, а также на аспектах социализации нравственного поведения. Геронтопсихология исследует период от 60–70 лет до конца жизни, уделяя внимание страхам и тревогам пожилых людей, их самооценке в отношении профессиональной деятельности, семейных связей и общего восприятия жизни.