Специальная психология представляет собой важное направление в психологии развития, которое исследует уникальные состояния, присущие детям и подросткам с определёнными особенностями развития. Эти особенности нередко становятся препятствиями для их социальной интеграции, затрудняя участие в образовательных процессах и тормозя личностный рост.
Эта дисциплина иногда именуется коррекционной психологией и является неотъемлемой частью дефектологии научной области, сосредоточенной на воспитании и развитии детей с физическими и психическими отклонениями. За более чем столетний период своего существования специальная психология эволюционировала в самостоятельную науку, значительно расширив свои задачи и предлагая несколько разделов, которые индивидуализированы в зависимости от характера отклонений. Например, сурдопсихология занимается изучением психологии детей с нарушениями слуха.
Логопсихология сосредотачивается на проблемах речи у детей, тогда как тифлопсихология исследует особенности поведения детей с нарушениями зрения. Главная задача специальной психологии развить личные качества, которые помогут компенсировать недостатки в функциональности ослабленной или недоразвитой функции организма, что часто связано с врождёнными особенностями. Этот процесс замещения или адаптации реализуется с применением специализированных методов, которые учитывают уникальные характеристики каждого ребёнка.
В рамках специальной психологии основным инструментом работы является психологический эксперимент, который может проводиться как индивидуально, так и в группе, в зависимости от конкретной ситуации. Также активно используются методы наблюдения, анкетирования и изучение результатов деятельности детей, включая их рисунки и письменные работы.