Психология религии представляет собой уникальную область науки, занимающуюся исследованием психологических и социально-психологических аспектов, влияющих на формирование религиозного сознания, его структуру и функции. Эксперименты в этой дисциплине начали активно развиваться в конце XIX начале XX века, параллельно в двух главных направлениях, которые приобрели популярность как в Европе, так и в США.
Американский подход был представлен работами таких исследователей, как Грэнвилл Стэнли Холл и Джеймс Лейба. В качестве президента Американской психологической ассоциации, Холл считал, что критический анализ библейских текстов и наука о происхождении человека, инициированная дарвинизмом, подрывают основы христианской веры. На его взгляд, просвещенные индивидуумы воспринимают религию сквозь призму научного метода, что делает традиционные верования неактуальными. Он верил, что пересмотр основных христианских учений и исключение сверхъестественных элементов могут привести к созданию нового религиозного течения, соответствующего требованиям современности.
Его современник, Джеймс Лейба, который учился вместе с Холлом, не только критиковал традиционные религиозные нормы, но и акцентировал внимание на значении духовного аспекта в человеческой жизни. Лейба, подобно Холлу, видел в психологии инструмент для реформирования христианства, предлагая ей адекватную замену. В этой связи он выдвинул идею, что теология должна интегрироваться в психологическую науку. Европейская модель научного исследования о религии имела свои особенности, которые отличали её от американской. Во-первых, европейцы в целом менее религиозны по сравнению с американцами. Во-вторых, в европейских странах психология чаще переплеталась с философией и теологией, что способствовало сближению этих дисциплин и уменьшению их разделительных границ.