Психология обучения представляет собой важное направление в рамках педагогической психологии, сосредоточенное на анализе процессов, связанных с развитием познавательной активности.
Хотя в рамках педагогической психологии исследуются и другие аспекты, такие как воспитание и деятельность педагога, именно психология обучения демонстрирует наибольший прогресс. Цель данного направления заключается в нахождении наиболее эффективных способов создания условий, которые будут способствовать успешному управлению учебным процессом.
Особое внимание в психологии обучения уделяется «учению» как уникальной деятельности, жизненно важной для освоения знаний и навыков. Согласно основным принципам этой дисциплины, процесс обучения должен быть организован с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет разрабатывать инновационные формы учебной деятельности. Кроме того, образование не должно сводиться лишь к передаче информации; акцент необходимо делать на развитии личности обучаемого и стимулировании его мотивации.
Принципы, выведенные в психологии обучения, легли в основу образовательных методик, которые рассматривают взаимодействие преподавателя и ученика как целостный процесс. Темы, изучаемые в данной области, находят практическое применение в образовательной практике: одним из актуальных вопросов является дифференциация учащихся. Сторонники создания однородных классов уверены в том, что такая дифференциация позитивно воздействует на учебный процесс, и advocates за группировку учащихся по критериям специальных навыков, уровню интеллектуального развития, школьной зрелости и состоянию здоровья.