Познание представляет собой многогранный спектр процессов, задачей которых является извлечение знаний о феноменах и законах объективного мира. Это явление становится центральным объектом анализа в дисциплине, известной как гносеология.
Исследование познания всегда вызывало интерес ученых. К примеру, Рене Декарт понимал его как активное стремление понять закономерности природы и улучшить человеческую сущность. Платон, в свою очередь, выделял два типа объектов познания: те, которые воспринимаются чувствами, и те, что доступны разуму. Взаимодействие этих двух категорий создает основу для развития различных познавательных возможностей: ощущения позволяют нам исследовать материальный мир, в то время как рассудок помогает обнаруживать истину. Иммануил Кант выделял два ключевых направления в человеческом познании чувственность и рассудок, отмечая, что оба они могут происходить из некоего единого источника, но обладают своими индивидуальными характеристиками: чувственность предоставляет нам доступ к предметам, тогда как разум способствует их осмыслению. Современные исследования в области познания часто сосредотачиваются на поиске истины.
Различные формы познания охватывают как научный, так и ненаучный аспекты, последние из которых включают повседневное, художественное, мифологическое и религиозное понимание. В психологическом контексте термин «когнитивность» обозначает способность ума воспринимать поступающую информацию для её дальнейшей обработки. На протяжении долгого времени когнитивные процессы ассоциировались с такими явлениями, как память, внимание, восприятие, действия, принятие решений и воображение, тогда как эмоции часто оставались в стороне. Тем не менее, современные исследования проявляют повышенный интерес к когнитивным аспектам эмоций, что делает предыдущее разделение между этими категориями устаревшим.