Потребность представляет собой осознание нехватки, как психической, так и физической, связанной с определенными объектами или явлениями, возникающее у отдельных людей, групп или даже всего общества. Эти потребности подвержены изменениям и являются динамичными, их проявления зависят от различных обстоятельств и могут варьироваться по множеству параметров: различным сферам деятельности, объектам и субъектам, а также по степени важности, устойчивости во времени и роли в жизни. Удовлетворение потребностей происходит через целенаправленную активность.
Концепция потребностей была предметом изучения у древнегреческих философов, которые осознали их значимость как ключевого импульса человеческой активности. Например, Демокрит утверждал, что потребности играют основную роль в формировании разума, языка и трудовых навыков. В то же время Гераклит подчеркивал, что потребности зависят от социальных и жизненных условий. В течение времени они стали важным элементом французской материалистической концепции XVII века. В начале XX века потребности начали исследоваться как отдельная тема в областях философии, социологии, экономики и психологии.
В психологии потребность рассматривается как объективный дефицит, который служит источником активного поведения, при этом она может проявляться и субъективно. Нередко между объективной нуждой и ее личным выражением возникают противоречия, что может влиять на формирование личности и проявляться в виде напряжения, дискомфорта или неудовлетворенности. Эти состояния могут быть как осознанными, так и неосознанными, проявляясь в скрытых мотивациях и поведении.