Потенциал, происходящий от латинского слова «potentia», что переводится как «сила» или «возможности», обозначает совокупность ресурсов, доступных для человека. Этот термин широко применяется, и его толкование может изменяться в зависимости от контекста.
В философии, например, потенциал связывают с концепциями «возможного» и «реального», которые исследуются через процесс, известный как «актуализация потенции». В области психологии речь идет о «потенциале личности», который отражает способность человека использовать свои внутренние ресурсы. В этом контексте физические и психические возможности могут считаться синонимами, что позволяет обсудить максимальную актуализацию потенциала, известную как психические резервы. Однако термин «потенциал личности» имеет множество интерпретаций. Виктор Франкл, основатель третьей венской школы психологии, утверждал, что истинное раскрытие потенциала происходит в ходе поиска смысла жизни. Гуманистические психологи, такие как Абрахам Маслоу, подчеркивали связь потенциала с обнаружением скрытых возможностей личности, тогда как Карл Роджерс акцентировал внимание на важности стремления к самосовершенствованию для раскрытия потенциала.
При оценке личного потенциала важно учитывать как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние аспекты включают психическое и эмоциональное здоровье, интересы и увлечения, а также интеллектуальные способности. Внешние же условия соотносят развитие внутренних ресурсов с такими качествами, как ответственность, независимость, культурное обогащение и психологическая свобода. Индивид с низким потенциалом может восприниматься как пустой человек, тогда как тот, кто обладает высоким личностным потенциалом, представляется как духовно насыщенная и полноценная личность.