Чувство переживания это процесс, которым человек осознает какое-либо явление внешнего мира как часть своей жизни, и это событие затем закрепляется в его сознании. Такое явление может быть любой ситуацией, приводящей к личному психологическому пересмотру для конкретной личности. Это также могут быть мечты, устремления и идеалы, способствующие ощущению связности человека с окружающей средой. Переживание рождается как форма активности, исходящая из осознания человеком определенного явления.
Переживание остается центральным понятием для многих российских ученых, однако согласия в его толковании нет. Главное различие кроется в эмоциональном аспекте: одни специалисты подчёркивают его первостепенность в процессе восприятия, тогда как другие считают его менее значимым. Этот разнообразный подход объясняется различными задачами, которые исследователи ставили перед собой при изучении этого феномена.
Среди значимых исследований, посвященных изучению переживаний, особая роль отводится работам Льва Выготского. Он связывал этот термин с такими понятиями, как возрастной кризис и психологический возраст. По его концепции, возрастное развитие можно рассматривать как историю индивидуальных переживаний.
К тому же, переживание носит целостный характер, выступает как связующее звено между личностью (например, ребёнком) и её окружением, объединяя их в одно целое. Тем не менее, нельзя однозначно утверждать, отражает ли переживание окружающую действительность или является ли оно уникальной чертой данной личности.