Педология

Глоссарий

Педология, название которой происходит от греческих «pais» (ребенок) и «logos» (слово или наука), представляет собой научное направление, сосредоточенное на изучении детского роста и развития как в теории, так и на практике. Впервые термин был предложен в 1893 году американским ученым Оскаром Крисменом. Наивысшую популярность и распространение педология получила в начале XX столетия, когда активизировались исследовательские работы в области прикладной психологии и возникали новые методы в педагогике.

Суть педологии заключалась в изучении взаимосвязи между наследственностью и социальной средой, формирующей умственное развитие ребенка и его жизненный путь. Эти идеи подтолкнули педологов к разработке четырех ключевых принципов в работе с детьми.

Первый принцип предполагал всесторонний подход к изучению ребенка, который в то время имел революционное значение, поскольку ранее исследования в области детской неврологии и возрастной физиологии велись обособленно. Вторым было внимание к генетическим факторам, влияющим на развитие. Третий принцип концентрировался на социальной среде и ее значимости в воспитании. Четвертый принцип обращал внимание на необходимость не только научного анализа, но и практической деятельности консультирования детей и взаимодействия с их семьями. Особое внимание привлекали дети с высоким потенциалом и подростки, испытывающие трудности.

Педология развивалась как за границей, так и в Советской России, где появилась к 1920 году, но вскоре была отвергнута и признана псевдонаукой. Особенно критиковали практику деления детей на группы в зависимости от социального статуса их родителей. В XXI веке педология считается устаревшей, однако некоторые из ее идей все еще находят отражение в современных научных подходах. Так, современные психологические тесты для школьников имеют свои корни в методах, разработанных педологами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
PSY-SMART
Добавить комментарий