Лидерство занимает особенное место в социальной группе, действуя как рычаг воздействия на других для достижения заданных целей. Лидеры представлены не только в человеческих сообществах, но и в животном царстве. Интерес к феномену лидерства прослеживается с времён Платона, и в последующие эпохи эта тема захватила внимание многих учёных.
Ключевая дискуссия среди исследователей касается природы лидерских качеств: возникают ли они из-за врождённых факторов или формируются через обучение и поведенческие модели? Фрэнсис Гальтон придерживался мнения, что лидерство заложено в человеке с самого рождения, тогда как Сессиль Родс полагал, что лидерские навыки можно развить с помощью целенаправленного обучения.
Современная социальная психология активно занимается изучением феномена лидерства и выделяет разнообразные стили в зависимости от применяемых подходов: это могут быть автократический, демократический, либеральный, нарциссический, токсичный, а также сфокусированные на результатах или на отношениях методы.
Необходимо чётко различать понятия «лидерство» и «руководство». Лидер устанавливает личные связи внутри группы, в то время как руководитель действует в рамках формальных структур. Лидер олицетворяет интересы своей команды, а руководитель может оставаться на более отдалённых позициях. Лидерство возникает естественным образом, в отличие от руководства, которое охватывает более обширные обязанности, доступ к информации и возможность применения санкций.