Хоторнский эффект

Глоссарий

Эффект Хоторна описывает влияние увлечения участников исследования, новизны и специально организованных социально-психологических условий на позитивные результаты их деятельности.

Этот феномен был зафиксирован в ходе исследований, проведённых на заводе Хоторн в период с 1924 по 1932 годы под руководством Элтона Мэйо. Компания «Вестерн Электрик» обратилась к Мэйо с просьбой выявить способы повышения производительности сборщиц реле путём изменения условий их труда. Сначала Мэйо исследовал трудоспособность работников, тестируя эффективность различных уровней освещения в производственных помещениях, а затем попробовал внедрить и другие условия, такие как дополнительные выходные и финансовые стимулы. В результате этих нововведений он заметил увеличение производительности, которое, хотя и в умеренной степени, сохранялось даже после отмены нововведённых условий.

Мэйо заключил, что рост производительности был вызван стремлением женщин чувствовать себя частью своей бригады и поддерживать её уровень эффективности. Он также выдвинул предположение о том, что неформальные связи в группах играли значимую роль.

После выявления Хоторнского эффекта было проведено множество исследований малых групп, включая повторные эксперименты Мэйо, однако таких же результатов достичь не удалось. Стэнли Милгрэм утверждал, что Мэйо допустил ошибку, ставя под сомнение важность участия в эксперименте вероятно, производительность работниц была связана с тем, что, находясь под наблюдением, они боялись показать низкие результаты и тем самым потерять свои рабочие места.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
PSY-SMART
Добавить комментарий