Эффект Розенталя (или Пигмалионовский феномен)
Эффект Розенталя, который также называют Пигмалионовским феноменом, представляет собой увлекательное психологическое явление, при котором ожидания окружающих имеют свойство материализовываться в действительности. Этот эффект был впервые представлен американским психологом Робертом Розенталем в 1966 году. Для того чтобы подкрепить свои наблюдения, он провел множество экспериментов, среди которых наиболее известным стало исследование, получившее название «Дети Розенталя».
В рамках своего эксперимента Розенталь анализировал уровень интеллектуального развития учеников в одной из школ Сан-Франциско. В самом начале исследования результаты учащихся были практически идентичны, однако психолог сообщил преподавателям, что некоторые из них (случайно отобранные) обладают скрытым потенциалом и могут существенно улучшить свои умственные способности в оптимальных условиях. Когда в конце учебного года Розенталь вновь оценил их интеллектуальные навыки, он обнаружил, что упомянутые у него ученики действительно достигли более высоких результатов. Он объяснил это феномен тем, что учителя, имея определённые ожидания относительно этих детей, невербально передавали им свои установки, тем самым материализуя свои необоснованные пророчества.
Этот эффект также получил название «Пигмалионовский» в честь древнегреческой мифологии, где скульптор Пигмалион создаёт настолько идеальную статую, что влюбляется в неё и умоляет богов оживить её.
Эффект Розенталя часто наблюдается в научных исследованиях, особенно во время экспериментов. Тем не менее, данный феномен может оказывать неблагоприятное влияние, так как он способен затрагивать внутреннюю валидность полученных данных.